Версия сайта для слабовидящих

Программа объединения «Новые тимуровцы»

 

Программа  объединения «Новые тимуровцы»

Гражданско-патриотического направления

Срок реализации программы: 3 года

 Автор: Луценко М.В

Пояснительная записка.

         Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и порастающего поколения, отсутствуют  нравственно-ориентированные ценности, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идёт   процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  

         В настоящее время предпринимаются меры по возрождению системы патриотического воспитания детей и подростков.

         Данная программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определённость системы нравственного воспитания, раскрытие перед подростками возможностей самовоспитания, стимулирование и вооружение их приёмами работы по самоусовершенствованию. На занятиях кружка подростки приобретают нравственные, морально-психологические и физические качества: дисциплинированность, инициативность, упорство, мужество, любовь к Родине, смелость, выносливость, ловкость, силу, доброту, вежливость, самостоятельность, самообладание, самоусовершенствование.

         Программа может и должна корректироваться в зависимости от задач воспитания, специфики  коллектива, особенностей детей, характера окружающей воспитательной среды и сложившейся психолого-педагогической ситуации, от возможностей педагога.         Ведущая идея программы объединения – воспитание учащихся

         Курс рассчитан на____________

·        1-й год –          часа – тимуровское движение

         Курс  включает обязательно клубные часы – массовая работа (пропагандистская деятельность).

         В объединении существует:

·        своя парадная форма, символика;

·        свои законы:

-         говорит один слушаю все;

-         возражаешь, предлагай, предлагаешь - действуй

-         чести (совести, добра, справедливости, гордости, трудолюбия, коллективизма)

-         «00» точного времени

·        свои заповеди:

-         дарить радость людям

-         быть самим собой

-         уважать чужое мнения, даже при не согласии с ним, быть предельно честным с самим собой и окружающими

-         один за всех и все за одного

-         каждое дело с душой

-         вежливость покоряет сердца

-         чтобы старый, больной человек не чувствовал себя одиноким

Членство: в объединении может быть каждый подросток 12-15 лет выполняющий законы, заповеди.

 

                                       Цели и задачи:

Цели:

·        формирование у детей нравственных, морально-психологических качеств, умений, навыков, необходимых человеку, определённых понятием ПАТРИОТ.

·        Пробудить историческое сознание через формирования ценностного отношения человека к обществу, другим людям.

·        Помочь ребёнку в осознанном и целенаправленном самовоспитании;

·        Социализация и воспитание личности воспитанника средствами:

-         героико-патриотического воспитания

-         воспитание чувства гражданского долга

Задачи:

·        возродить лучшие традиции «тимуровской работы»,  наполнить их новым содержанием;

·        развитие гражданских качеств, личного достоинства, внутренней свободы, уважения и самоуважения;

·        возможность на деле проверить себя, свою готовность, стать защитником своих родных, своё Отечество;

·        духовно-нравственное обеспечение процесса гражданско-патриотического воспитания подростков:

·        реализация своего социального потенциала через помощь окружающим людям;

·        дать представление о системе ценностей людей военного времени.

 

                              

Программа включает следующее содержание. Разделы:

·        тимуровское движение: изучении истории тимуровского движения, героического прошлого нашего народа, знакомство с книгой А. Гайдара «Тимур и его команда», постоянная работа и внимание к ветеранам войны, тыла, вдовам погибших, шефство над памятниками, установление почётного караула, организация и проведение различных операций и вечеров встреч.

·        Историческую подготовку: изучении истории родной земли, истиной истории нашего отечества, его боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа. Особая роль отводится истории, знакомясь с которой приобщает ребят к трудовому и ратному подвигу народа, учится на героических примерах великих предков, обязательному служению Отечеству.

·        Подготовка по основам безопасности жизнедеятельности: освоение подростками правил безопасного поведения в повседневной жизни и помощь в чрезвычайных ситуациях и экстремальных условиях.

·        Поисковая работа: работа с литературой, сбор воспоминаний ветеранов, развитие навыков поисковой работы

·        Я- человек, я и другие люди: обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, самовоспитанию. Помочь взрослеющему человеку – главная задача и основной смысл этого раздела.

Учебно-тематический план и содержание деятельности

 «Тимуровская  работа»

п/п

 

Темы - разделы

              Количество часов

всего

теория

практика

1

Вводное занятие.

·        Задачи года;

·        Правила поведения;

·        Кто такой тимуровец;

·        Что должен знать тимуровец;

·        Заповеди тимуровцев

 

 

 

2

Военно-историческая подготовка.

·        История тимуровского движения

·        История детского движения, символы, ритуалы

·        Знакомство с героическим прошлым

·        Знакомство с историей Малой Родины

·        Раскрытие сущности понятий: герб, флаг, гимн, боевое знамя;

·         родина

 

 

 

 

Тимуровская работа

·        адресная помощь ветеранам

·        забота о воинском мемориале

·        проведение операций: «Дарить радость людям», «День рождения ветерана», «Красные звёзды» по уборке и благоустройству мемориала, «Память».

 

 

 

 

 

поисковая работа.

·        Сбор информации о ветеранах войны и труда

·        Сбор воспоминаний

·        Работа с документами

·        Организация встреч поколений

·        Что должен знать и уметь при сборе информации

·        Темы занятий: «отзовись фотография», «Идет война народная», «Исповедь опаленной души», «Урок трудных дней».

 

 

 

 

Военно-историческая подготовка

·        Военная азбука (ритуалы, атрибуты, военная форма, символика)

·        Знакомство с ратной историей России

·        Знакомство с жизнью и подвигами военачальников, полководцев, защитников родины

 

 

 

5

Работа по преемственности:

·        Проведение мероприятий для младших школьников

·        Подготовка ребят из тимуровского отряда (передача своих знаний младшим)

·        Проведение акции  «Памяти павшим»,

·        Проведение операций (помощь ветеранам и пожилым социально незащищенным, одиноким людям)

 

82

6

76

 

ИТОГО:

 

 

 

 

                                     Ожидаемый результат  работы:

·        организация и проведение Недели Воинской Славы:

-         вахта памяти;

-         возложение гирлянды Славы;

 

                                                    Формы работы:

1.     Поисковая работа (сбор и обработка информации о жизни и подвигах ветеранов),

2.     Встречи с ветеранами войны и труда, уроки мужества

3.     Заочные походы по местам боевой и трудовой славы

4.     Торжественное построение у памятника, Вахта Памяти

5.     Празднование недели Воинской Славы

6.     Проведение мероприятий

7.     Тематические сборы, викторины по истории родного края, Отечества.

8.     Профилактические рейды по микрорайону школы

9.     Проведение операций (помощь старикам и одиноким дюдям)

                        

         Результативность деятельности определяется:

·        По уровню воспитанности

·        По уровню нравственности

·        По уровню самооценки.

Диагностика проводится на начало и конец года.

 

                                                  Заключение

         Сквозным звеном программы является общее для всех детских объединений дела, превращающие приобретённые воспитанниками качества в устойчивой потребности:

1.     Неделя Воинской Славы

2.     Вахта памяти.

3.     Праздник «Дети – ветеранам войны»

4.     Подарок ветерану (Поздравление ветеранов и вручение подарков изготовленных на занятиях в творческих объединениях).

5.     Проведение часов общения.

 

                                                Литература

·        Военно-патриотическое воспитание старшеклассников, составлено И.М.Жуков, М.: педагогика; 1982 г.

·        Воспитание  и обучение, библиотечка учителя.

·        Маленкова Л.И «Человековедение», М. 2000г.

·        А.Исаев, В.Сергеев «Зарница» – пионерская игра.

·        В.М. Буянов «Первая медицинская помощь», М. 1981 г.

·        Н.Музыкина, А.Монахов «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков», Ж. «Воспитание школьников» № 6, 2003г.

·        Л.Иванова «Музеи боевой славы «Память»», Ж. «Воспитание школьника» №10, 2001 г.

·        Берис Р. «развитие Я – концепция и воспитание», М.1986 г.